Когда отпуск в радость

Туристы, знающие свои права, путешествуют без проблем 
Галина НАЗАРОВА
Выпуск № 072 от 18.04.2013

По информации Министерства культуры, в 2012 году из России для посещения других стран выехали более 15 млн туристов, а внутренний турпоток составил около 35 млн человек. При этом отпускники сами решают для себя главные вопросы: куда поехать, у кого купить путевку по наиболее привлекательной цене и при этом максимально обезопасить себя от всевозможных неурядиц во время своего путешествия.

Человек, собирающийся в путешествие, может обратиться в турфирмы двух типов. Первые – это туроператоры, продвигающие собственные услуги (поездки, номера в отелях и пр.). Вторые – турагентства, продающие чужие путевки (как правило, сразу нескольких туроператоров).

«Обычным туристам легче работать с турагентством, – говорит Галина Мазур, директор петербургской компании, специализирующейся на консалтинге для турбизнеса. – Агентство хорошо тем, что там турист может купить путевку куда угодно. Сегодня – тур в Германию, завтра – в Чехию. К туроператору резонно идти, если вы точно знаете, что вам нужен конкретный дом отдыха или остров с бунгало. В российской ментальности есть некий негатив к посредникам, несмотря на то что цены у туроператора и турагента на одни и те же путевки могут быть одинаковыми. В любом случае надо обращаться к проверенным фирмам, давно работающим на рынке».

Галина Мазур напоминает туристам о рисках при самостоятельной покупке билетов и бронировании гостиниц. Случись сбой хотя бы в одном звене длинной цепи контрагентов, нести ответственность за последствия будет сам потребитель. Если же все оформить в туристической организации, то можно не только сэкономить (для туроператора, бронирующего сразу много номеров в определенных гостиницах, предусмотрены большие скидки), но и переложить ответственность со своих плеч на турфирму.

К примеру, в 2012 году обанкротилась итальянская компания-перевозчик Wind Jet, которая совершала регулярные и чартерные рейсы, в том числе из Петербурга. Пассажирами самолета этой авиакомпании оказались туристы, купившие пакет у турагентства (в стоимость входил перелет), и путешественники, выкупившие билеты у авиакомпании напрямую. Первым турфирма полностью оплатила билет на другой рейс до места назначения. Вторые решали проблему исключительно собственными силами.

Тем не менее «дикий» туризм становится все более популярным. Причина – все больше россиян активно пользуются Интернетом и электронными расчетами. Специалисты Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии провели исследование, результаты которого показали: если туристу предстоит короткая поездка, он предпочитает ехать самостоятельно. Если же тур продолжительный, то он обычно стремится разделить ответственность с турфирмой. Так, оправляясь на пару недель даже в Европу, путешественник, скорее всего, предпочтет поехать через фирму.

Каждая турфирма обязана информировать туриста о всех деталях поездки, иначе у него, да и у нее, в случае непредвиденных обстоятельств могут возникнуть серьезные неприятности. Ведь туристическая сфера регулируется также законом о защите прав потребителей, в котором закреплена «презумпция незнания». Это означает, что турист не обязан знать все особенности пребывания в той стране, в которую он намерен поехать, или порядок оформления визы в нее.

Показательным является довольно резонансное судебное разбирательство в отношении одного небольшого петербургского турагентства. Суть проблемы сводилась к следующему. Семья из четырех человек планировала поехать с помощью этой фирмы в Англию. Клиенты заплатили за тур 428 тыс. рублей, но не успели оформить визу. Кроме того, сотрудники компании за день до отъезда не передали туристам авиабилеты, турпутевку, ваучер и другие документы, необходимые для путешествия. В итоге поездка сорвалась, но деньги клиентам возвращены не были.

Несостоявшиеся туристы обратились в суд. По их мнению, инцидент произошел в том числе из-за того, что турфирма предоставила им неполную информацию о возможной задержке при выдаче британских виз. Рассмотрев материалы дела, Санкт-Петербургский городской суд в феврале 2013 года вынес решение в пользу истца – так же, как ранее и Невский районный суд. В итоге компании пришлось выплатить пострадавшим ни много ни мало – 1,3 млн рублей.

Что касается возможных судебных разбирательств, то туристам полезно знать, что на сайте Федерального агентства по туризму (Ростуризм) опубликован единый федеральный реестр туроператоров. У каждой компании из этого реестра обязательно есть т. н. финансовое обеспечение. По закону, оно может быть оформлено либо в виде договора страхования ответственности туроператора, либо в виде банковской гарантии. Эта сумма может варьироваться от 500 тыс. до 100 млн рублей и более. И если 500 тыс. рублей может потянуть и одна страховая компания, то миллионы придется разделить между несколькими страховщиками. А многие крупные страховые компании зарегистрированы в Москве. Так что если дело вдруг дойдет до суда, то не стоит забывать, что процесс будет проходить по месту регистрации ответчика.

Для того чтобы избежать возможных неприятных разбирательств в суде, эксперты рекомендуют туристам как минимум внимательно прочитать договор. Увы, наши соотечественники до сих пор относятся к этому документу без должного внимания.

Источник
Вернуться к списку